Деловая афиша

15 апреля
Семинар для собственников и юристов акционерных обществ

Бесплатно

27 февраля
Мастер-класс «Эффективная реклама в Вологде: как привлечь в 2 раза больше клиентов или сэкономить 50% рекламного бюджета»

от 3500 рублей

17 февраля
Игорь Манн. Семинар «Маркетинг без бюджета»

от 15000 рублей

15 апреля
Курс «мастер-группы Бизнес Драйв»

от 36000 рублей

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Бухгалтерия и налоговый учет

Отвечает Анна Бахвалова

  Задать вопрос  

Банковские продукты

Отвечает Александр Сергеев

  Задать вопрос  

Юридическое сопровождение

Трудов Николай

  Задать вопрос  

Юридическое сопровождение

Шулепов Алексей

  Задать вопрос  

Налоговое право

Марина Лесникова

  Задать вопрос  
Главная » Все о социальных сетях. Перспективы развития » Технологическое развитие

Технологическое развитие



Социальные сети сегодня на волне огромной популярности, которая с каждым днем только нарастает. Популярность в свою очередь неизбежно приводит к быстрому росту. После своего появления социальные сети развивались в основном количественным путем, охватывая все больше пользователей, сегодня же социальные сети переходят в стадию качественного развития, придумывая все новые инструменты взаимодействия с пользователями. Поэтому технологическое развитие в ближайшие 3-5 лет станет необходимым условием для выживания в конкурентной среде. Развитие технологий будет многогранным, однако уже можно выделить ряд ключевых тенденций.

Коммуникационные инструменты

Коммуникация – это основа любой социальной сети, поэтому инструменты коммуникации будут развиваться в первую очередь. Этот процесс непрерывно идет с момента создания первых сетей. Сегодня многие ведущие сети начинают собирать все коммуникации человека из реальной жизни в своих проектах (например, не так давно компания Facebook объявила о внедрении технологии email у себя в проекте, она же претендовала на покупку компании Skype в середине 2011 года). В самом ближайшем будущем стоит ожидать ввода всех известных видов коммуникаций в проектах этого типа, что позволит в одном месте удобно общаться с любым человеком на планете.

Работа с контентом

Сейчас социальные сети работают по принципу «User-Generated Content». Т.е. социальная сеть дает нужные инструменты, а люди используя их, генерируют новый контент. Модель довольно хорошо работает, однако инструментов создания профессионального контента пока мало, а пользователи в современном информационном мире хотят получать все больше разнообразного, качественного контента. Раньше социальные сети старались в основном структурировать контент пользователей, чуть позже стали создавать инструменты фильтрации качественного контента, а в ближайшем будущем стоит ожидать создание функционала нового уровня по созданию-отбору контента, а также интеграцию с контентпровайдерами. Модель сайтов, в которых смешан социальный функционал и качественный тематический контент, является очень перспективной.

Возможность интеграции для контентпровайдеров есть уже сейчас, хотя далеко не все её используют. Кроме стандартных виджетов, которые можно вставить на сайте контентпровайдера, очень выгодно делать специальные приложения через API сетей. Пока механизм интеграции через приложения не очень удобный, пользователям требуется зайти в приложение, чтобы получить нужную информацию, в будущем стоит ожидать преобразование социальных сетей в платформы, на которых будут развиваться разные приложения, в том числе приложения от контентпровайдеров.

В тоже время социальным сетям выгодно создавать контент в рамках сети, будь то сама социальная сеть, пользователи или и то, и другое, что позволит им всецело контролировать и управлять этим процессом, поэтому одновременно с интеграцией будут появляться новые механизмы создания контента. В связи с этим вспоминается концепция веб 3.0, которая основывается именно на создание качественного контента: современные социальные сети уже сейчас могут создать качественно новую платформу для генерации контента, самостоятельно генерировать основной контент и дать пользователям возможность фильтровать этот контент, а также участвовать в его создании или редактировании.

Особое место можно выделить развлекательному контенту (игры, видео, музыка), который сейчас завоевал большую популярность у пользователей. Интеграция с подобными сервисами уже активно идет (например, Facebook объявил об интеграции с музыкальным сервисом Spotify, Warner Bros. объявил о старте проката своих фильмов в Facebook, а ранее в сетях стали появляться игровые приложения от разных компаний, в частности от известного издателя игр Zynga).

Инструменты электронной коммерции

В последние несколько лет социальные сети стараются интегрироваться с интернет-магазинами и создавать инструменты для торговли между пользователями. Это очень интересный сегмент для социальных сетей: сейчас рынок электронной коммерции имеет обороты в сотни миллиардов долларов, а у социальных сетей есть сотни миллионов потенциальных покупателей. Осталось только найти эффективный инструмент продавать этим покупателям товары и услуги. Как и с контентом, есть два пути развития: интеграция с существующими интернет-магазинами и создание собственных платформ.

Инструменты интеграции сейчас развиты не очень хорошо. Есть возможность создавать специальные приложения-магазины к социальным сетям, что сейчас и начинают делать многие интернет-магазины (например, магазин «Экспедиция» в виде приложения), а также можно подключать магазины к сетям, и выгружать свои данные в специальные разделы (например, раздел «товары» в социальной сети В Контакте). Такая интеграция работает не очень успешно, нужно более глубоко интегрироваться в социальную сеть, учитывать поведение пользователей, персонализировать торговлю и т.д. Создание новых инструментов интеграции стоит ожидать в ближайшие годы.

Но и сами социальные сети постепенно идут к созданию собственных платформ для электронной коммерции. Уже сейчас есть Facebook Marketplace, Second Life Marketplace и другие разработки. Социальная сетям выгодно создавать именно платформы, специальный функционал, который позволит продавать и покупать, а сеть при этом будет выступать посредником, зарабатывая на рекламе, дополнительном функционале, комиссии и других услугах. Этот инструмент будет очень востребован как для обычных пользователей, так и для компаний, а социальные сети смогут зарабатывать на этом миллиарды долларов чистой прибыли в год, что делает эту ветку развития одной из приоритетных и дает уверенность в её серьезном развитии в обозримом будущем.

Инструменты для работы

Еще одной значимой тенденцией в ближайшие годы, на мой взгляд, станет развитие инструментов для работы. Они будут развиваться во всех сетях в той или иной степени, но самые серьезные шаги в этом направлении будут делать сети для делового общения, такие как LinkedIn. Сейчас люди все больше переводят свою работу в Интернет и, в частности, в социальные сети, следовательно, с каждым днем возрастает потребность в специальных инструментах для работы. Можно ожидать появления сервисов для хранения контактов, поиска клиентов, документооборота, управления сотрудниками, совместной работы и даже целые ERP-системы. Эти инструменты, скорее всего, будут бесплатными в базовом функционале, а дополнительный функционал будет распространяться по модели SaaS.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны, социальные сети стали давать доступ сторонним разработчикам, которые могут создавать специальные приложения, в том числе и для работы. Также сети начинают создавать функционал для поиска работы, торговли, рекомендации людей и т.д. Все это только первые шаги, дальше на базе профессиональных сетей будут создаваться специальные разделы для решения тех или иных рабочих вопросов, а возможно, и целые платформы. А на базе сетей для личного общения будут создаваться отдельные функции, в основном, специально для компаний, чтобы дать им возможность вести активность в сети.

В обозримом будущем можно готовиться к появлению новых сетей или трансформации старых, которые будут представлять собой рабочие платформы и ориентироваться на экономически активных людей. В таких сетях будут сильно развиты инструменты коммуникации, бизнес приложения, распространяемые по модели SaaS, инструменты совместной удаленной работы.

Персонализация

Любая социальная сеть имеет огромные возможности для персонализации своей работы под конкретного пользователя. Она может отслеживать его поведение, интересы, местоположение и на основе всей этой информации выдавать персонализированный контент любого характера. Сам принцип персонализации очень востребован, сегодня в Интернете огромное количество информации, большинство из которой бесполезно, а данный инструмент позволяет подобрать необходимую информацию именно для определенного человека, в определенный момент времени и в определенном месте. Тенденция развивается уже более 5 лет, но до сих пор даже на половину не исчерпала потенциальных возможностей, поэтому в ближайшие годы можно ожидать её дальнейшее развитие.

Социальные сети уже научились давать персонализированную рекламу, выделять нужный ему контент (например, интересный сервис Discover Facebook Pages, который позволяет искать интересные страницы под определенного человека, на основе данных, которые он дал сети), узнавать важных для человека людей и т.д. В ближайшем будущем стоит ожидать еще более качественную персонализацию контента, когда сети научатся связывать контент в единую семантическую паутину, создавая многоуровневые связи информации внутри проектов. За одним звеном паутины будет тянуться целая цепочка интересующего пользователя контента, а, возможно, сети начнут даже функционал персонализировать. Во многом это будет тесно связано с технологическим развитием, новый функционал будет появляться по умолчанию персонализированным.

Рекламные технологии

Еще один важный тренд развития последних лет – это развитие рекламных технологий. Именно они до сих пор остаются основным источником прибыли социальных сетей, а значит, данные инструменты будут серьезно развиваться в последующие 3-5 лет. Сейчас активно вводятся поведенческие технологии, которые показывают рекламу пользователю не только на основе информации из его профиля, но и на основе его поведения.

В целом, сети имеют огромное количество информации о пользователях, они, можно сказать, отслеживают его жизнь. Это позволяет им показывать рекламу максимально таргетировано и иметь высокий уровень конверсии посетителей в покупателей. К этим возможностям еще добавляется огромная база пользователей, которая к тому же очень быстро растет, что делает социальные сети очень привлекательными рекламными площадками. Все крупнейшие бренды уже выстроились в очередь и массово скупают рекламные места.

Сегодня во многих сетях мы уже можем таргетировать свою рекламу по следующим параметрам: страна, город, район, улица, пол, возраст, семейное положение, образование, должность, интересы и т.д. Кроме этого есть и поведенческие технологии: время показа, количество показов, показы после определенных действий и т.д. Эти инструменты позволяют довольно точно попасть в целевую аудиторию, выбрать её из огромной массы, при этом не имея огромных рекламных бюджетов. Такая реклама стала доступна всем: от частного лица до огромной корпорации.

В ближайшем будущем инструменты таргетинга будут развиваться и дальше, прежде всего это поведенческие технологии, которые со временем смогут предугадывать потребности пользователей с большой долей вероятности. Кроме того, в ближайшем будущем в социальных сетях появится много нового функционала, в частности в области электронной коммерции, это в свою очередь тоже станет огромной базой новой информации, которая позволит еще лучше таргетировать рекламу. Также сети активно экспериментируют над повышением эффективности рекламы (например, новый формат рекламы на Facebook, при котором пользователям платят за просмотр рекламы). В этом десятилетии реклама в социальных сетях вполне может стать самым эффективным каналом продвижения товаров и услуг.

Геолокация

Относительно новый тренд, который во многом начал развиваться благодаря современным мобильным технологиям. Социальные сети постепенно учатся отслеживать физическое местоположение пользователей, и на основе этого предлагают им таргетированный контент для определенной местности (все, что физически близко к пользователю: друзья, развлекательные заведения, информацию о месте и т.д.) или целые геолокационные сервисы (в частности, быстро набирает популярность геолокационный сервис Foursquare). Определение местоположения человека происходит либо автоматически с помощью мобильных технологий, либо посредством информации, которую дает сам пользователь. Информация такого рода позволяет социальным сетям внедриться в повседневную жизнь человека, что еще больше затягивает людей.

В ближайшие несколько лет будут активно развиваться мобильные ПК, смартфоны и подобные технологии, что повлечет за собой бурное развитие геолокационного функционала в социальных сетях. Даже при выключенном телефоне компании могут отслеживать местоположение с помощью других технологий, например, распознавание лиц. Многие существующие сервисы постепенно станут учитывать местоположение пользователей.

Анонимность

Одна из больших проблем социальных сетей сегодня, которую так или иначе им предстоит решать. Многие люди сознательно искажают информацию о себе, либо раскрывают малую часть данных, даже несмотря на инструменты анонимности. Поэтому в ближайшие несколько лет стоит ожидать появления новых инструментов анонимности, которые, возможно, позволят полностью скрывать данные или даже шифровать их, другими словами пользователи смогут находиться в сети и отслеживать активность своих друзей, при этом, не выдавая своей активности. Сегодня уже есть первые проекты, которые основаны именно на анонимности, такие, как Diaspora или NektoMe.

 

Семенов Никита Андреевич
Генеральный директор SECL GROUP


Читайте также: