Блог Марии Мухиной

  • Простые решения для сложных клиентов
  • Уютные облака
  • Простой переход к услугам 1С:БухОбслуживание
  • А теперь подробнее...
  • Мария Мухина

    Мария Мухина – руководитель направления 1С:БухОбслуживание в компании СТАТУС.

    Блог Саши Скакалкина

  • Наши ожидания от 1С БухОбслуживание
  • Дорога в облака
  • Hello World!
  • Александр Скакалкин

    Cоучредитель агентства интернет-маркетинга "Синапс"

    Блог Павла Нгуена

  • Часть 28. А что же дальше?
  • Часть 27: две недели - полет нормальный
  • Часть 26. Запуск!
  • Часть 25. Как принимать онлайн платежи
  • Часть 24. Висячие заказы…
  • Часть 23. О партнерах и конкурентах
  • Часть 22. О телефоне
  • Часть 21. Первый клиент
  • Часть 20. Ценообразование и перепись товара
  • Часть 19. Товар - король!
  • Часть 18. Доставка из США
  • Часть 17. Злые птицы атакуют!
  • Часть 16. Не Китаем единым!
  • Часть 15. Хотите уникальную вещь, которой у нас нет? Мы ее достанем!
  • Часть 14. О качестве и неудачах
  • Часть 13. Первый товар
  • Часть 12. Упаковываем заказы
  • Часть 11. Маленькие сюрпризы
  • Часть 10. Начинаем разработку веб-витрины
  • С Новым годом друзья!
  • Часть 9. Вторая партия товара
  • Часть 8. У магазина появился логотип!
  • Часть 7. Эмоции в подарок
  • Часть 6. Кто такие стейкхолдеры?
  • Часть 5. А что же будет продаваться?
  • Часть 4. План действий
  • Часть 3. Доставка товара
  • Часть 2. Где взять товар?
  • ЧАСТЬ 1. Начинаем новый бизнес
  • Павел Нгуен

    Вологодский интернет предприниматель

    Деловая афиша

    15 апреля
    Семинар для собственников и юристов акционерных обществ

    Бесплатно

    27 февраля
    Мастер-класс «Эффективная реклама в Вологде: как привлечь в 2 раза больше клиентов или сэкономить 50% рекламного бюджета»

    от 3500 рублей

    17 февраля
    Игорь Манн. Семинар «Маркетинг без бюджета»

    от 15000 рублей

    15 апреля
    Курс «мастер-группы Бизнес Драйв»

    от 36000 рублей

    КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

    Бухгалтерия и налоговый учет

    Отвечает Анна Бахвалова

      Задать вопрос  

    Банковские продукты

    Отвечает Александр Сергеев

      Задать вопрос  

    Юридическое сопровождение

    Трудов Николай

      Задать вопрос  

    Юридическое сопровождение

    Шулепов Алексей

      Задать вопрос  

    Налоговое право

    Марина Лесникова

      Задать вопрос  
    Главная » Бизнес на стариках

    Бизнес на стариках



    Нет-нет, это не про пенсионную систему. Не о том, как обеспечить себя или всех будущих стариков страны. Речь, наоборот, о том, что происходит дальше с деньгами, которые у пенсионеров уже есть.

    Мы привыкли, что пенсионеры — небогатая, довольно пассивная и вообще не слишком «интересная» бизнесу часть потребителей. Основные траты: услуги ЖКХ, продукты «где подешевле» и «какие подешевле», ну и лекарства. Еще пенсионерами традиционно очень интересуются банки — несмотря на малые доходы, они каким-то образом умудряются иметь немалые (в отношении к текущим поступлениям) сбережения: очень профессионально экономят.

    Бизнес на стариках

    Но в ближайшее время ситуация довольно резко изменится. Это произойдет с выходом на пенсию людей, чья взрослость пришлась не на 60–70-е, а на 80–90-е годы XX века.

    Новое поколение (рожденные в 1950–60-х гг.) обладает качественно другим опытом взрослой жизни. Это поколение гораздо успешнее «вписалось» в рыночную экономику, чем предыдущее (1930–40-х г. р.), оно вступает в пенсионный возраст со значительно бОльшими сбережениями. Наконец, в последние 20 лет «новые пенсионеры» путешествовали, бывали за границей, часть из них прекрасно освоила новые товары, услуги и практики (бывала в фитнес-клубах, салонах красоты, пользовалась услугами риэлторов, бронировала гостиницы в интернете и т. д.).

    А теперь, внимание, вопрос! Государство и бизнес хоть в какой-то степени к этому готовы? Нет, практически в нулевой. В прогнозах и планах, стратегиях и сценариях это обстоятельство почти не учитывается. Оглянемся окрест. Выпадение поколения, выходящего на пенсию, из поля внимания бизнесменов, прогнозистов и даже маркетологов, не является нашим феноменом. В США выходит на пенсию поколение беби-бумеров (1946–64 г. р.). Это, напоминают в недавнем докладе Бет Брэди и Питер Хаббел из маркетинговой компании Nielsen,—поколение «Колы» и джинсов Levi’s. Люди с большим потребительским опытом — даже «лучшим за всю историю американского бизнеса». Поколение, на привязанностях, предпочтениях и симпатиях которого сделаны многие бренды, окружающие нас сегодня.

    И что же? Как только очередная когорта переваливает за 50, маркетологи тут же о ней забывают, сосредоточивая свое внимание и планы на тех, кому 18–49. По инерции только молодые и взрослые кажутся потенциально привлекательной для бизнеса аудиторией, а пожилые — нет. Это большая ошибка, особенно очевидная на фоне демографических прогнозов. В США за ближайшие 20 лет поколение 18–49-летних вырастет на 12%. А тех, кому за 50, станет больше на 34%.

    Россия тоже быстро стареет. Сегодня на «нетрудоспособные возраста» (женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет) приходится 20% населения страны. В 2050 году, по прогнозу ООН, 31% населения России будет старше 60 лет. Начиная с 2007 года (демографическая структура у нас была искажена войной) быстро растет число самых молодых и экономически активных пенсионеров. Наконец, быстро растет и доля работников старших возрастов (старше 45, но ниже пенсионного возраста). В 1995 году они составляли 23% лиц трудоспособного возраста, а сейчас — больше 30%. И главное, сегодняшние и завтрашние 60-летние совсем не похожи на 60-летних 20–30-летней давности, говорится в пояснениях к «Европейской демографической таблице». Они здоровее, богаче, а ожидаемая продолжительность их жизни значительно выше. Да, в Японии, Европе и США очень быстро растет доля людей старше 65 лет (сейчас именно эта цифра маркирует в развитых странах начало пенсионного возраста). Но в обратном отсчете — от смерти — доля стариков (тех, кому до смерти осталось меньше 15 лет) растет значительно медленнее! А пенсионный возраст перестает быть возрастом «заслуженного отдыха».

    Меняется и представление о старости. Все больше людей могут воспринимать ее как аналог молодости: работать уже не нужно, или на это тратится меньше времени, и его можно посвятить познанию жизни, досугу, путешествиям, своим интересам, хобби и прочим радостям. Люди перестают зарабатывать деньги и начинают их тратить — и все больше тех, кто может и хочет делать это с удовольствием. «Новые пенсионеры» будут первым поколением пенсионеров, которое пользуется интернетом. В США из поколения беби-бумеров 53% присутствуют на Facebook. Из американцев старше 50 лет треть покупает товары онлайн. Конечно, Россия сильно отстает от развитых стран и в демографических процессах, и в потребительском поведении. Но движется в том же направлении. Для бизнеса все это означает одну очень простую вещь: нужно начинать думать о пожилых, в том числе об их сегментировании, целевом маркетинге, о предназначенных для них продуктах и услугах, о коммуникации с этим поколением.

    Пока заметных проектов такого рода очень мало. Совсем недавно Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов запустило проект обратной ипотеки, предлагавшийся экономистами, разрабатывавшими «Стратегию-2020». Обратная ипотека — кредит пенсионеру под залог его жилья, погашаемый за счет продажи залога после смерти. Если жилье стоит дороже, чем кредит, который пенсионер успел получить (плюс проценты), разницу получают наследники. Они же вправе погасить кредит, избегнув при этом продажи жилья. Но это лишь первый опыт. Некоторые проекты оказываются неудачными — в силу собственных ошибок, ужасающей бюрократии, отсутствия господдержки и т. д. 

    Очень многое нужно от государства. Речь даже не о деньгах. Хотя, например, совершенно непонятно, почему по товарам для детей действует 10-процентный НДС, а товары и услуги для пожилых аналогичной льготой не пользуются. Главное — нужно доверие бизнесу и некоммерческим организациям, которое бы позволило пустить их в систему соцзащиты. На поддержку пожилых, социальную работу, соцзащиту федеральный и региональные бюджеты тратят большие деньги. Еще есть целевые программы.

    Вот, например, Краснодарский край за 2009–2013 годы потратит на целевую программу «Старшее поколение» 1,4 млрд руб. Но 43,7% этих средств — материальное стимулирование работников системы соцзащиты. Еще 13,3% — это, извините меня, «капремонт зданий госучреждений соцобслуживания», подведомственных департаменту соцзащиты; еще 15,1% — их же оснащение эргономичным оборудованием; 8,9% — строительство зданий и котельных учреждений того же департамента, 4,3% — покупка департаменту соцзащиты новых зданий, а 4,5% — оснащение их работников соцобслуживания автотранспортом. В программе, разумеется, много интересных мероприятий и красивых слов, но вышеперечисленные расходы съедают 89,8% ее бюджета.

    Государство должно изменить подход во всей адресованной старикам работе. Совершить открытие: не обязательно все делать самому! Если сформулировать, какую именно поддержку пожилым хочется оказать на 1,4 млрд руб., а затем через конкурсные процедуры распределить эти деньги между бизнесом и НКО, получится гораздо лучше. Государству тогда не придется тратить львиную долю денег на строительство, ремонт, автотранспорт и содержание соцработников. Конечно, при таком подходе материальная заинтересованность чиновников в реализации программ значительно снизится. Но аутсорсинг позволит оказать те же самые услуги на порядок лучше.

    Экономический обозреватель Борис Грозовский