Коротков Андрей – молодой предприниматель. Все его бизнес проекты являются инновационными для Вологды. Первым из них была карманная карта «МиниГород». Так Андрей начал работать на себя: издал тираж удобной карты Вологды и Череповца, каких на тот момент еще нигде было не встретить. Вся Вологда в таком виде может поместиться даже в кошелек.
Что подвигло начать свое дело?
Почти сразу, как я начал работать по специальности, начался кризис 2008-2009гг. На работе практически не платили денег. Тут и понял, что кроме как на себя, не на кого надеяться. Заниматься просто куплей-продажей, и на этом зарабатывать, мне было не интересно. Старался найти что-то, ради чего захотелось бы по-настоящему трудиться. Дело, ради которого и в 6 утра было бы не жалко подниматься.
И ты решил заняться изданием карманных карт городов?
Да. И не просто изданием. Я понял, что недостаточно просто создать продукт. Нужна была реклама. Для начала я заказал рекламу в виде комикса и разместил в городском транспорте. А самое главное - нужно было наладить хорошую сеть реализации. Первое, о чем подумал: поезда, там такая карта будет востребована в первую очередь.
Получилось наладить сотрудничество с РЖД?
Потребовалось два года переговоров, долго их подготавливал. Сейчас, наконец, заключен договор.
Карта предназначена для туристов и гостей города?
Да, основная масса покупателей - туристы. Карту берут как путеводитель, и даже как сувенир. Сейчас есть договоренность с городской администрацией, совместно готовим к изданию выпуск карт, в которых можно найти все достопримечательности Вологды.
Как вышел на администрацию?
Очень сложная цепочка. Многие помогали мне выйти на нужного человека, который занимается там подобными вещами. Прошел год с момента принятия мною решения сотрудничать с администрацией до принятия решения администрации сотрудничать со мной.
Откуда были первые инвестиции?
Для старта мне потребовалось 600 000 рублей. Пришлось взять кредит на другое физическое лицо, так как я был безработный, и меня никто финансировать не хотел. Тогда все деньги ушли сразу. Правда, уже имея опыт, я на те же цели потратил бы в разы меньше. Сегодня на аналогичный продукт уходит гораздо меньше средств.
Как скоро появилась первая прибыль?
Так как готовый продукт некоторые распространители закупали, а некоторые брали под рассрочку, первая прибыль появилась не сразу, не раньше чем через два месяца. А пока занимался мелкими делам, которые нельзя назвать бизнесом, и они приносили небольшой доход и именно на эти деньги я жил. И часть стартовых денег мне пришлось потратить на себя, чтобы продержаться до момента получения прибыли.
Как ведешь бухгалтерию?
Я зарегистрировал ИП. И на данный момент самостоятельно занимаюсь бухгалтерскими делами, и поначалу было не сложно. Но с развитием дела стал не успевать. Особенно в периоды отчетностей, ведь приходиться во все вникать. Но это все решаемо. Ищу подходящего бухгалтера.
В разработке и создании карты много ли приходится делать самому?
Саму карту я заказывал. Ее нарисовали, но она получилась не очень актуальной, и это меня немного подкосило изначально. Но в процессе разработки я принимал активное участие, все время был на телефоне, активно обсуждал. Было потрачено две недели, чтобы из ничего сделать то, что мне нужно для печати. Сейчас мы обновляем нашу карту каждый год.
Где печатаешь карты?
Дело в том, что этот формат запатентован, и напечатать его можно только в Москве. Там я нашел отдел по работе с регионами, с которым заключил договор на представительство в Вологодской области.
А как ты вышел на данную типографию?
Патент принадлежит Британской фирме. Их представительства есть в разных странах, в том числе и в России. Свой формат они представляют на различных выставках, в интернете есть информация о нем. И самое главное, что мне очень нравиться, они делают очень качественно. Сначала я узнал об этом формате и его возможностях, и уже потом придумал использовать его под карту.
Твой проект уже создал рабочие места?
У меня два официальных сотрудника. Но пока большинство выполняем на аутсорсинге. Со временем надеемся расти и расширять коллектив.
Ты сразу понял, что эта идея реализуема, прибыльна и успешна?
У многих, кто начинает собственное дело, присутствует азарт. Я просто был уверен, что мне нужно заниматься именно этим, мне это нравиться, и я доведу дело до конца. Знакомые бизнесмены говорили мне, что эта идея убыточна. Но я все равно ее реализовал. И прибыль есть. Небольшая, но, тем не менее, за счет нее у меня появилась возможность осуществлять следующие более серьезные проекты. Карты стали основным проектом, из которого могут выйти другие. Когда я занимался «МиниГородом», я организовал сеть реализации. И сейчас имею возможность поставлять через нее другие товары. Те, которые будут приносить прибыль значительно больше.
Как дальше планируешь развивать «МиниГород»?
Сейчас мы работаем над реализацией проекта со скидками. Когда карта еще будет использоваться как купон со скидками магазинов и салонов города. Если это пойдет, то мы будем увеличивать количество скидок, работать над удобством и возможностями их использования. Еще у меня в планах реализовать идею с картами на городских остановках. Разместить большие карты на остановках общественного транспорта с указанием маршрутов.
Будешь ли перемещать «МиниГород» в on-line?
Сайт уже есть. На нем можно найти достопримечательности города и точки продаж карты. Так же он покажет, где ближайший к вам пункт продажи карты. Но дальше я не вижу смысла идти. Просто карту не имеет смысл создавать, так как есть глобальные сервисы, о которых все знают. Но я думаю над другими направлениями бизнеса в интернете.
На твой взгляд, какое образование нужно предпринимателю?
Я учился в ВоГТУ на электроэнергетическом факультете. С печатным, рекламным бизнесом был не знаком. Но в институте появились связи и знакомства, которые потом помогли. Для бизнеса важна не специализация, а круг общения!
Совет начинающим предпринимателям.
В книге Энтони Робертс «Беспредельная власть» есть хорошая мысль: ошибок и неудач не существует, есть лишь результат тех действий, которые ты осуществил. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Но это просто результат. Ты увидел результат – он тебе не понравился, ты можешь, на основе этого опыта, сделать все иначе…
Я думаю, что не нужно отчаиваться. Не слушать негативные отзывы, не принимать их близко к сердцу. А просто делать то, что тебе нравиться!
Текст: Мария Ехалова