Год назад основатель компании Ecwid Руслан Фазлыев вернулся домой в Ульяновск из командировки в Сан-Франциско и узнал, что в его отсутствие жена Юлия открыла онлайн-магазин колясок. Причем тайком, потому что «к моим бизнес-идеям ты всегда относился скептически». Но эту идею Фазлыев точно не стал бы критиковать, он был горд: жена открыла интернет-магазин, используя созданный им конструктор Ecwid.
Конструктор интернет-магазинов Eсwid Фазлыев придумал в 2009 году – хотел заработать денег и доказать будущей жене, что он крут. Вместе с парой друзей за одну ночь он написал коды программы-конструктора, которая теперь позволяет тысячам пользователей за 5 минут бесплатно создать свои собственные интернет-магазины. Сейчас приложением Ecwid пользуются в 160 странах мира, от Свазиленда до США, и оно входит в топ-3 приложений Facebook в своем сегменте. Приложение принимает платежи от всех основных платежных систем (PayPal, «Робокасса», Payonlinesystem, Qiwi и т.д.), переведено на 37 языков мира (недавно клиенты сделали перевод на уэлльский, и Ecwid превратился в Welsh). В четверг компания Фазлыева подписала контракт с венчурным фондом Runa Capital, получив инвестиции размером в $1,5 миллиона, которые собирается потратить, в частности, на открытие представительства в Кремниевой долине.
Впервые программированием Фазлыев увлекся в семь лет. Как-то раз его отец заметил, что сын полюбил играть на компьютере друга (своего тогда не было), и купил ему несколько учебников по программированию – маленький Руслан начал читать, а потом и писать коды на бумаге. В девять лет отец привел его в Уфимский нефтяной институт в Октябрьском к другу-преподавателю и усадил его за компьютер, чтобы сын начал программировать по-настоящему. Через минуту в комнату зашел студент, который провел бессонную ночь над решением сложной задачи, – и Фазлыев на радость взрослым помог ему справиться с заданием.
Руслан говорит, что в детстве не относился к своему увлечению серьезно – просто развлекался, ошибался и учился на собственных ошибках. В школе как-то раз он зачем-то написал аналог Norton Commander, но быстро смекнул, что в клонах уже созданных кем-то программ нет будущего – и занялся собственными разработками. Его конструктор интернет-магазинов по-своему уникален своей простотой. Подобно тому, как ежедневно пользователи с легкостью вставляют коды YouTube в свои блоги, коды интернет-магазина Ecwid, не меняя интерфейс сайта, без специальных дизайнерских решений, помещаются на любую страницу. Copy+Paste – и готово: у пользователя есть свой собственный интернет-магазин. И продавать можно что угодно: книги, игрушки, вещи, электронные песни и фильмы.
Ecwid работает по модели freemium: вместо продажи софта десяти пользователям за огромные деньги, Ecwid раздает бесплатную программу для интернет-магазина множеству людей (с рядом ограничений – например, бесплатно можно размещать не более 100 товаров), предоставляя возможность потратить 17 долларов на улучшенный аккаунт. Сегодня на платформе Ecwid работает 115 000 магазинов. Размер прибыли и выручки компания не разглашает, но ежемесячно 15–23% новоиспеченных пользователей бесплатных аккаунтов переходят на платный вариант. Кроме того, приложение монетизируется через партнерские комиссии от платежных систем.
В мире есть компании, у которых есть схожие показатели – но их единицы. Два основных конкурента – калифорнийская компания Pavement и Shopify. Последняя работает по другому принципу, ее программа не может быть «вмонтирована» в любой сайт. После получения инвестиций размером в $ 1,5 миллиона, если Фазлыев с коллегами правильно распорядятся, у Ecwid появится шанс обогнать конкурентов и стать номером один.
Деньги Runa Capital – первая инвестиция в Ecwid. Фазлыев долго думал, соглашаться ли брать деньги: «Я в жизни не брал кредитов, один раз только в рассрочку утащил у знакомых из магазина монитор. Я сторонник органического роста, и не являюсь сторонником венчурных инвестиций. Они, как анаболики у качков, – вызывают нездоровый рост. Мы взяли деньги лишь потому, что это не такая уж огромная сумма. У конкурентов инвестиции гораздо больше – $6–20 миллионов. Плюс хотели работать с Runa Capital, у которой сильные корни в хостинг-индустрии, являющейся для нас важным каналом».
Фазлыев утверждает, что у Ecwid нет цели перебраться в Кремниевую долину – и это несмотря на серьезные планы по расширению компании. Постоянные офисы вскоре появятся в Самаре и Казани, а в Штаты поедет несколько сотрудников. «В сериале «Теория большого взрыва» есть героиня Пенни, которая едет в Лос-Анджелес, чтобы стать звездой. Похожими на нее мы быть не хотим. Таких людей – тысячи, и судьба большинства печальна. Нам представительство нужно только для того, чтобы к нам относились серьезнее, чтобы быть ближе к клиентам с точки зрения маркетинга», – объясняет Фазлыев. Короче говоря, для облачных технологий – географическая локация и успех не являются взаимосвязанными вещами.
Прошлой зимой из-за двух поссорившихся между собой пользователей (один пожаловался на другого из-за копирайта на картинку одного из товаров в Ecwid) Facebook вырубил 70 000 действующих внутри социальной сети приложений Ecwid. Фазлыев до сих пор злится, вспоминая эту историю. Он уверен, русские (как и индусы) для американцев из Facebook – хулиганы и вредители, которые только и делают, что множат спамерские приложения. Поэтому в ближайшем будущем Фазлыев собирается этот стереотип сломать – например, познакомившись с сотрудниками Facebook лично. Ну а после открытия новых представительств компании – сделать так, чтобы Ecwid превратился в самое массовое решение для электронной коммерции в мире.
Что дальше? Руслан говорит, что, возможно, когда-нибудь решится продать компанию. «Хорошо было бы через лет пять пойти с удочкой на берег реки и только и делать, что рыбачить. Хотя рыбачить мне, наверное, надоест уже через полгода», – мечтает Фазлыев. Но пока что к продаже он, кажется, не готов. «Мы ершистые и независимые», – говорит он об Ecwid. Считает, что еще не построил такую компанию, которую можно было бы продать. Может быть, на самом деле просто стремится к тому, чтобы заработать побольше?
В детстве любимой компьютерной игрой Фазлыева была Digger. Ее смысл прост: зелено-красное существо бегает по туннелям под землей и собирает изумруды и золото: чем больше драгметалла и камней добудешь – тем больше очков за это получишь. Одновременно с главным героем по подземелью бегают враги-чудовища. С ними не стоит сталкиваться, иначе «умрешь». Впрочем, их можно победить, если сбросить на голову мешки со значком $, которые лежат в глубине туннелей. Еще на любом уровне игры также может появиться бонус – вишенка. Если «съесть» ее, игра переключается в особый режим, и главный герой становится на несколько секунд бессмертным, начинает бегать в два раза быстрее, поглощая не только изумруды, но и всех своих врагов.
Digger отчасти напоминает историю Фазлыева, Ecwid и его конкурентов, а инвестиции Runa Capital – вишенку. Возможно, теперь для Ecwid настал тот самый бонусный момент: компании дали время на то, чтобы стать круче – как герою Digger, и он может разобраться с конкурентами. Главное, чтобы мешок со значком $ свалился не на голову главного героя, а, как положено, на конкурентов, и не соблазнил его в одночасье слишком крупной суммой денег.
Источник: Slon.ru