Блог Марии Мухиной

  • Простые решения для сложных клиентов
  • Уютные облака
  • Простой переход к услугам 1С:БухОбслуживание
  • А теперь подробнее...
  • Мария Мухина

    Мария Мухина – руководитель направления 1С:БухОбслуживание в компании СТАТУС.

    Блог Саши Скакалкина

  • Наши ожидания от 1С БухОбслуживание
  • Дорога в облака
  • Hello World!
  • Александр Скакалкин

    Cоучредитель агентства интернет-маркетинга "Синапс"

    Блог Павла Нгуена

  • Часть 28. А что же дальше?
  • Часть 27: две недели - полет нормальный
  • Часть 26. Запуск!
  • Часть 25. Как принимать онлайн платежи
  • Часть 24. Висячие заказы…
  • Часть 23. О партнерах и конкурентах
  • Часть 22. О телефоне
  • Часть 21. Первый клиент
  • Часть 20. Ценообразование и перепись товара
  • Часть 19. Товар - король!
  • Часть 18. Доставка из США
  • Часть 17. Злые птицы атакуют!
  • Часть 16. Не Китаем единым!
  • Часть 15. Хотите уникальную вещь, которой у нас нет? Мы ее достанем!
  • Часть 14. О качестве и неудачах
  • Часть 13. Первый товар
  • Часть 12. Упаковываем заказы
  • Часть 11. Маленькие сюрпризы
  • Часть 10. Начинаем разработку веб-витрины
  • С Новым годом друзья!
  • Часть 9. Вторая партия товара
  • Часть 8. У магазина появился логотип!
  • Часть 7. Эмоции в подарок
  • Часть 6. Кто такие стейкхолдеры?
  • Часть 5. А что же будет продаваться?
  • Часть 4. План действий
  • Часть 3. Доставка товара
  • Часть 2. Где взять товар?
  • ЧАСТЬ 1. Начинаем новый бизнес
  • Павел Нгуен

    Вологодский интернет предприниматель

    Деловая афиша

    15 апреля
    Семинар для собственников и юристов акционерных обществ

    Бесплатно

    27 февраля
    Мастер-класс «Эффективная реклама в Вологде: как привлечь в 2 раза больше клиентов или сэкономить 50% рекламного бюджета»

    от 3500 рублей

    17 февраля
    Игорь Манн. Семинар «Маркетинг без бюджета»

    от 15000 рублей

    15 апреля
    Курс «мастер-группы Бизнес Драйв»

    от 36000 рублей

    КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

    Бухгалтерия и налоговый учет

    Отвечает Анна Бахвалова

      Задать вопрос  

    Банковские продукты

    Отвечает Александр Сергеев

      Задать вопрос  

    Юридическое сопровождение

    Трудов Николай

      Задать вопрос  

    Юридическое сопровождение

    Шулепов Алексей

      Задать вопрос  

    Налоговое право

    Марина Лесникова

      Задать вопрос  
    Главная » Как управлять предприятием? » Защита коммерческой тайны

    Защита коммерческой тайны



    Минимальная утечка сведений может привести к серьезным последствиям для компании. По этой причине руководители компаний принимают всевозможные меры по защите коммерческой тайны.

    Может ли руководитель компании быть до конца уверенным в том, что сотрудник не нарушит положений трудового договора? Как наиболее грамотно составить трудовой договор, чтобы без нарушений прав сотрудника защитить собственные интересы. Каким образом принудить сотрудников к соблюдению коммерческой тайны даже после расторжения трудового договора?

    Согласно федеральному законодательству коммерческая тайна определяется как конфиденциальность сведений, дающих возможность собственнику при определенных обстоятельствах оптимизировать прибыль и затраты, сохранить позиции на рынке продукции, работ и услуг либо получить другую коммерческую прибыль.

    Законодательство, однако, не дает точного определения служебной тайны, которая иногда приравнивается к коммерческой тайне. Под служебной тайной подразумевается совокупность данных, имеющих отношение к деятельности организации, разглашение которых может стать причиной нанесения урона интересам компании. Таким образом, служебная тайна – служебные данные, доступ к которым ограничен нормативными актами.

    Положения Гражданского кодекса определяют, что сведения классифицируются как служебная или коммерческая тайна в тех случаях, когда, в первую очередь, данные обладают реальной либо возможной ценностью в силу неизвестности третьим лицам, во-вторых, информация не находится в открытом доступе, и, в-третьих, обладающее сведениями лицо принимает соответствующие меры к их защите.

    Таким образом, перед тем как классифицировать совокупность тех или иных сведений как служебную либо коммерческую тайну необходимо определиться с соответствием информации вышеперечисленным параметрам.

    Бывает, что руководители организации в попытках подстраховаться, запрещают работникам сообщать кому-либо любые сведения об организации. Следует сказать, что это не только не оправдано, но даже и не законно. К примеру, в федеральном законодательстве указывается ряд сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. К подобным сведениям относится информация о количестве, составе сотрудников, структуре оплаты труда, условиях труда, о задолженности по выплате заработной платы и т.д.

    Защита коммерческой тайны: виды информации

    • Данные о производственной деятельности;
    • Данные о процессе управления организацией (подготовка, принятие и исполнение решений);
    • Данные о планах организации;
    • Данные о компаньонах;
    • Данные о подготовительных мероприятиях к конкурсам, торгам и т.д.
    • Данные об организации охранного и пропускного режима и т.д.


    Разработанный список составляющей коммерческую либо служебную тайну информации должен быть одобрен руководителем организации и утвержден распоряжением.

    Помимо этого с целью защиты коммерческой тайны работодатель должен ознакомить под роспись сотрудника с данным списком, а также с режимом коммерческой тайны и со степенью ответственности за нарушение данного режима. В том числе работодатель обязан организовать нужные условия для возможности сохранения принятого на предприятии режима коммерческой тайны.

    Владелец коммерческой тайны, каковым в данном случае является руководитель организации, имеет право использовать любые законные средства для защиты коммерческой тайны. К примеру, комплекс мер по защите коммерческой тайны должен содержать мероприятия по соблюдению условий доступа к данным, по нанесению на документы грифа «Коммерческая тайна» с указанием лица, обладающего этой информацией и т.д.

    Процедура защиты коммерческой тайны определяется и регулируется внутренним нормативно-правовым актом организации.

    Список составляющей коммерческую либо служебную тайну информации может включать разделы:

    • Общие положения


    Список данных, являющихся коммерческой либо служебной тайной

    Список должностей сотрудников, обладающих доступом к данному виду информации

    Процедура доступа к информации, представления сведений и передачи данных

    • Ответственность за разглашение


    Любые внутриорганизационные нормативные акты не должны нарушать прав сотрудника в сравнении с трудовым законодательством.

    Это имеет отношение и к положениям трудового договора. Трудовые договоры с сотрудниками, включающие положения о неразглашении коммерческой либо служебной тайн, базируются на внутреннем нормативном документе о порядке работы с составляющей коммерческую тайну информацией. Договор может содержать дополнительное положение о неразглашении коммерческой и служебной информации, которое включается в документ по договоренности участников соглашения. Данная мера является достаточной для того, чтобы у работника организации возникла обязанность по защите коммерческой тайны.

    Нарушением законодательства является включение в трудовой договор положений, запрещающих сотруднику по истечении долгого срока после расторжения с ним трудового договора работать у конкурентов либо работать в качестве внешнего совместителя. Подобные положения являются нарушением прав сотрудника, поскольку ограничивают область его профессиональной деятельности, что вступает в противоречие с основными принципами правового регулирования трудовых отношений.

    Таким образом, организация «имеет возможность» стать предметом пристального изучения со стороны служб государственного надзора и контроля за соблюдением положений трудового законодательства.

    Работодатель обладает правовыми гарантиями соблюдения сотрудниками принятого порядка работы с конфиденциальной информацией.

    К примеру, федеральное законодательство определяет обязанности сотрудника по защите коммерческой тайны, допуск к которой он имеет по причине исполнения служебных обязанностей. Помимо этого сотрудник должен не разглашать сведения, которые являются коммерческой тайной, владельцами которой являются организация и ее представители даже после расторжения трудового договора на протяжении указанного в договоре периода либо в течение трех лет после окончания действия трудового договора, не содержащего конкретного указания срока неразглашения коммерческой тайны.

    Сотрудник должен компенсировать работодателю урон, который был причинен ему в результате разглашения составляющей коммерческую тайну информации. Причиненный урон не компенсируется тогда, когда разглашение сведений стало результатом непреодолимости обстоятельств, крайней необходимости либо невыполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.

    Сотрудник, в результате умышленного либо неосторожного разглашения коммерческой тайны может подвергнуться дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

    В ситуациях, когда не имеющий допуска к конфиденциальной информации сотрудник стал ее обладателем, он также несет ответственность. Согласно Гражданскому кодексу, лица, ставшие обладателями конфиденциальной информации в результате нарушения законодательства, должны компенсировать причиненный урон. В данном случае имеется, однако, исключение: в ситуации, когда сотрудник не имел веских причин расценивать использование данной информации как незаконное, к примеру, получил допуск к коммерческой тайне в результате случайности либо ошибки, то он не считается виновным и не может быть привлечен к ответственности.

    Если в действиях сотрудника имеется элемент преступления, то он несет уголовную ответственность согласно положениям Уголовного кодекса РФ, который предполагает наказание от выплаты штрафа до десяти лет лишения свободы. Уголовная ответственность не означает освобождения сотрудника от компенсации причиненного урона.