Блог Марии Мухиной
Мария Мухина – руководитель направления 1С:БухОбслуживание в компании СТАТУС.
Блог Саши Скакалкина
Cоучредитель агентства интернет-маркетинга "Синапс"
Блог идущего к мечте
Вологодский предприниматель
Блог Павла Нгуена
Вологодский интернет предприниматель
Блог Анны Бахваловой
Директор «Леман-Консалтинг»
Деловая афиша
15 апреля
Семинар для собственников и юристов акционерных обществ
Бесплатно
27 февраля
Мастер-класс «Эффективная реклама в Вологде: как привлечь в 2 раза больше клиентов или сэкономить 50% рекламного бюджета»
от 3500 рублей
17 февраля
Игорь Манн. Семинар «Маркетинг без бюджета»
от 15000 рублей
15 апреля
Курс «мастер-группы Бизнес Драйв»
от 36000 рублей
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Лучшие вакансии
от 11 000 руб
от 25 000 руб
от 240 000 рублей
О чём, собственно, речь?
Для начала, определимся в понятиях: франчайзинг ( франшиза, коммерческая концессия) это такой вид рыночных отношений между субъектами, при котором одна сторона – франчайзер или правообладатель- передаёт другой стороне – франчайзи или пользователю – право на определённый вид бизнеса с использованием торговой марки и разработанной действующей модели построения бизнес-процессов.
Франшиза – продажа готового бизнеса – избавляет покупателя от всех сложностей закрепления на рынке. Он получает раскрученную марку, с репутацией и налаженными связями. Примером долгосрочных качественных франшиз могут быть иностранные, западные франшизы, срок жизни которых насчитывает десятилетия и они нам всем известны: «Макдональдс», «Сабвэй» и проч. К ним же следует отнести и российский «Ростикс», его франшизе уже более 20 лет.
На законных основаниях? Взаимоотношения партнёров по франшизе регламентируются в первую очередь Гражданским Кодексом РФ статья 54, а так же недавно принятым Федеральным законом . N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».
По новому законодательству допускается устанавливать в договоре франшизы обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные или закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам.
По этому же закону предусмотрены и ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии
- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;
- отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
- обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;
- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
А выгода где?
Австралийский бизнесмен Тони Зооби сформулировал 10 преимуществ, которые дает открытие собственного предприятия по франшизе.
Цена вопроса?
Итак, франчайзер передаёт франчайзи права на марку (в виде исключительного или имущественного), конечно, не безвозмездно! Плата за вход – паушальный взнос колеблется в пределах от 0 до бесконечности. Ежемесячные отчисления так же могут варьироваться или отсутствовать вовсе.
Франшизным платежам очень желательно в общем и целом соответствовать следующим требованиям: первоначальный платеж не должен переводить франшизу в другую ценовую категорию, периодические платежи не должны «убивать» экономику франшизного предприятия и ложиться непосильным «налоговым бременем», потому что в таком случае предприятия будут закрываться. Ведь неэффективный бизнес – практически смертный приговор для франшизы.
В ряде случаев платим мы паушальный платеж или нет, франчайзер всё равно оказывает лишь минимальную поддержку франчайзи.
Итак, чем дороже франшиза – тем больший сервис она должна предоставлять.
С чего начать?
Знакомимся с франшизой и выясняем детали! Анализируем следующее:
Семь раз проверь?
Изучив концепцию на бумаге, обязательно нужно побывать в нескольких точках, не доверяя исключительно выбору франчайзера – он укажет на лучшие точки. Если Вы увидите разительные отличия – это плохой знак. Лучше побывать на точке несколько раз, в разное время, понаблюдать за посетителями, посмотреть, что они заказывают, что говорят.
Ничего не забыли?
В заключение укажу один безошибочный признак того, что действующие франчайзи довольны как самим бизнесом, так и эффективностью обучения и системой поддержки в целом (а, значит, стоит примкнуть к их рядам). Такой лакмусовой бумажкой является наличие действующего неформального сообщества франчайзи. Они самостоятельно общаются, выявляют друг у друга недостатки и нарушения, и даже информируют об этом головной офис, поскольку кровно заинтересованы в поддержании стандартов успешного бизнеса.
Ирина Бахвалова, управляющий филиальной сети
© 2013 Все права защищены