Блог Марии Мухиной
Мария Мухина – руководитель направления 1С:БухОбслуживание в компании СТАТУС.
Блог Саши Скакалкина
Cоучредитель агентства интернет-маркетинга "Синапс"
Блог идущего к мечте
Вологодский предприниматель
Блог Павла Нгуена
Вологодский интернет предприниматель
Блог Анны Бахваловой
Директор «Леман-Консалтинг»
Деловая афиша
15 апреля
Семинар для собственников и юристов акционерных обществ
Бесплатно
27 февраля
Мастер-класс «Эффективная реклама в Вологде: как привлечь в 2 раза больше клиентов или сэкономить 50% рекламного бюджета»
от 3500 рублей
17 февраля
Игорь Манн. Семинар «Маркетинг без бюджета»
от 15000 рублей
15 апреля
Курс «мастер-группы Бизнес Драйв»
от 36000 рублей
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Лучшие вакансии
от 11 000 руб
от 25 000 руб
от 240 000 рублей
О том, как надо правильно создавать стартап, написано много статей. Много говорится и о роли команды в проекте. Но при этом незаслуженно опускается тот факт, что сама личность стартапера, его психика и ментальные процессы прочно интегрированы в проект и составляют с ним неразрывное целое. Создание стартапа – это процесс, в котором когнитивные процессы всех участников влияют друг на друга, и НАПРЯМУЮ на результат.
Attention!
Терминология не совпадает с классической, хотя некоторые элементы в ней присутствуют. Пост не претендует на научную ценность, а служит лишь для иллюстрации типичных ошибок людей, гордо именующих себя стартаперами. Пост основан на реальных событиях, а также на моих личных наблюдениях самого себя и коллег по цеху. Я — стартапер. Коллеги — тоже.
Итак, вот типичные ошибки, некоторые из которых выглядят как симптомы:
«Шпионофобия» — боязнь рассказать о своей идее кому-либо, тем более (Боже упаси!) профильному инвестору. А вдруг украдут? В разумных концентрациях эта фобия не лишена смысла, но слишком часто ведет к гибели идеи внутри себя или к моменту «ах, блин, опередили».
«Манипуляция расчетами» — разновидность эскапизма, когда стартапер привязавшись к своей идее, часто игнорирует здравый смысл и начинает манипулировать цифрами бизнес-расчета, чтобы оправдать её. Это рефлексивная реакция мозга, которая должна жестко подавляться самосознанием.
«Миниатюризация» — стартапер, будучи обычным человеком с подсознательным страхом относится к большим суммам и старается приуменьшить сумму инвестиций, полагая, что тем самым повысит привлекательность идеи в глазах инвестора.
«Гиперболизация» — эффект обратный миниатюризации. Наблюдается, когда у стартапера присутствует внутренняя установка на «халяву». Часто при этом усилия стартапера направлены на получение инвестиций, а не на успех проекта.
«Жадность» — стартапер стремится монетизировать сервис с первых же секунд его существования, планирует окупить его за короткий срок и мысленно уже составляет список приобретений и свою фотографию в Forbes. В результате – крах и фрустрация.
«Фрустрация» — чувство безысходности, возникающее в результате возложения избыточных надежд на свой стартап. В небольших дозах – работает как отрезвляющее средство, а в больших может навсегда отбить желание стартапить.
«Ограниченный горизонт» — стартапер (часто будучи разработчиком) ограничивается в своих расчетах лишь областью разработки, игнорируя или с не должным вниманием относясь к таким этапам, как продвижение и эксплуатация. Молоток везде ищет гвозди.
«Концентрация на себе» — человек искренне полагает, что все зависит только от него и его качеств, и чем он лучше, тем больших результатов добьется. Влияние случайности и влияние других субъектов (коллег, инвесторов, партнёров) во внимание не принимается. В результате человек поглощен внутренними процессами, самонаблюдением. Его КПД падает, а зависимость от мнения других людей возрастает.
«Гигантомания» — это чувство знакомо почти всем, кто посмотрел фильм «Социальная сеть». Ну как тут удержаться от соблазна помечтать о глобальном? Ведь кажется, так просто придумать что-то и сразу отправиться в стратосферу. Гигантомания часто подпитывается завистью и гордыней. Но в сочетании с рационализмом может быть даже полезной.
«Хватание за соломинку» — столкнувшись с очевидной недееспособностью своего стартапа, человек продолжает всеми силами держаться за него, не в силах признаться себе, что он просчитался. Разновидность боязни самопорицания.
«Синдром осла» или обычное упрямство – часто встречается в сочетании с «хватанием за соломинку». Состояние человека, в котором он невосприимчив к внешним сигналам от кого бы они ни исходили.
«Оправдание» (или по-научному «рационализация» — прим. комментатора jeck_landin) принимая рефлексивные решения, мозг стартапера постфактум ищет им рациональное объяснение и замещает воспоминание на более «подходящее». Когда спрашиваешь такого человека, чем он думал, когда делал каталог товаров без цен, то как правило, следует на удивление логичный и обоснованный ответ. При этом всё также непонятно нахера зачем клиенту каталог без цен.
«Когнитивный диссонанс» — сталкиваясь с двумя противоположными идеями или концепциями и будучи не в силах опровергнуть ни одну из них, человек начинает искать объяснение (часто не существующее). Например, с одной стороны будучи уверенным в своём мегаинтеллекте, а с другой столкнувшись с объективным неуспехом своего детища, человек придумывает гипотезу в духе: «мир еще не готов к этой идее».
«Буковый синдром» — при неблагоприятных условиях, например, при встрече с противоположным мнением более авторитетного человека, недружелюбным поведением команды проекта, страхом неизвестности у человека включаются механизмы защиты, он замыкается, а его способность мыслить разумно стремительно падает. Жизнедеятельность индивидуума приобретает сходство с деревом буком. Таких еще называют пришибленными.
«Неприятие» — сталкиваясь с противоположным мнением других людей (пусть даже верным), примитивные части мозга воспринимают это как опасность и вступают в конфронтацию с рациональным мышлением, блокируя таким образом всякое инакомыслие.
«Стартапомания» — человек с энтузиазмом приступает к новой идее. Но горит ею ровно столько времени, сколько требуется, чтобы перейти от мира идей к действиям в реальном мире. Столкнувшись с неизбежными трудностями, стартапоман оставляет начатый проект и с таким же энтузиазмом вступает в новый. Стартапоман, как правило, плохо кончает – либо нервным истощением, либо финансовым.
Так же некоторые отмечают следующие синдромы:
«Конкурентофобия» или «Синдром мокрых штанов» — стартапер, избегает конкурентных рынков, или увидев, что кто-то другой уже стал работать в этом направлении, бросает свой стартап. Как правило, такое поведение вызвано низкой самооценкой и отсутствием воли к победе.
«Одержимость» — крайняя степень увлеченности стартапами, когда игнорируются все другие, даже очевидно более выгодные варианты, связанные с работой по найму. Есть и альтернативное название этой страсти — «синдром вольного художника». Возможно такой человек тоже боится конкуренции, но уже не на уровне продукта, а на уровне личного профессионализма.
«Перфекционизм» или «завышенные амбиции» — желание сделать идеально. В силу недостижимости идеала время разработки затягивается вплоть до бесконечности. Перфекционизм часто подпитывается комплексом неполноценности. Причем сам перфекционист, как правило, втайне гордится своим «стремлением к совершенству».
«Синдром мнимых действий» — непродуктивная деятельность, цель которой не успех проекта, а сам процесс. Вместо того, чтобы решать главные задачи продвигающие проект к цели, все рабочее время поглощается работой над второстепенными делами.
«Синдром финиша на старте» — мнимое ощущение успеха и законченности на этапе выхода проекта «в тираж». Как следствие происходит расслабление владельца процесса и загнивание всего проекта в связи с отсутствием должной поддержки и продвижения.
«Дележка шкуры не убитого медведя» в сочетании с «Перетягиванием одеяла на себя» — поведение основных участников стартапа, при котором проект разваливается на части под давлением внутренних центробежных сил. К этому приводят: неопределенность ролей в команде, неспособность адекватно оценить вклад каждого участника, неспособность договориться и прийти к консенсусу, жадность.
«Непогрешимость» — заключительная и пожалуй самая главная ошибка. Псевдопрофи, прочитавший все вышеперечисленные ошибки, говорит: «это не про меня, я профессионал и таких ошибок никогда не допущу». В этом случае происходит блокировка рефлексии, у человека отключается самоконтроль. Он остается незащищенным от опасностей приходящих изнутри самого себя. Настоящий профессионал всегда помнит о том, что он может допустить ошибку и очень внимателен к собственным мыслям и чувствам, он всегда настороже.
Спасибо за информацию проекту http://habrahabr.ru/
© 2013 Все права защищены