Блог Марии Мухиной
Мария Мухина – руководитель направления 1С:БухОбслуживание в компании СТАТУС.
Блог Саши Скакалкина
Cоучредитель агентства интернет-маркетинга "Синапс"
Блог идущего к мечте
Вологодский предприниматель
Блог Павла Нгуена
Вологодский интернет предприниматель
Блог Анны Бахваловой
Директор «Леман-Консалтинг»
Деловая афиша
15 апреля
Семинар для собственников и юристов акционерных обществ
Бесплатно
27 февраля
Мастер-класс «Эффективная реклама в Вологде: как привлечь в 2 раза больше клиентов или сэкономить 50% рекламного бюджета»
от 3500 рублей
17 февраля
Игорь Манн. Семинар «Маркетинг без бюджета»
от 15000 рублей
15 апреля
Курс «мастер-группы Бизнес Драйв»
от 36000 рублей
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Лучшие вакансии
от 11 000 руб
от 25 000 руб
от 240 000 рублей
Методика мозгового штурма была впервые предложена Алексом Осборном в 1953 году. Создатель метода предположил, что одним из главных препятствий при генерации идей является «страх критики»: очень часто инновационные идеи остаются невысказанными из боязни быть «неправильно понятыми» коллегами либо руководством. Задача мозгового штурма – исключить оценочный фактор на начальных этапах генерирования идей. Разработанный Осборном метод базируется на двух основных принципах – «отсрочивание оценки идеи» и «количество порождает качество».
«Плюсы» метода мозгового штурма
«Минусы» метода мозгового штурма
Стадии метода мозгового штурма
1) Организационные вопросы (помещение, сотрудники), проблематика
Организуется рабочая группа из 4-10 человек. Принимающим участие в обсуждении сообщается проблема, которую необходимо решить. Участники группы выбирают модератора, в задачи которого входит контроль процесса мозгового штурма на всех стадиях, регистрация идей, предложение собственных. В обязанности модератора входит руководство процессом и эмоциональная «подпитка» участников.
Роль модератора мозгового штурма
Модератор на протяжении процедуры мозгового штурма играет одну из основных ролей. А. Осборн советовал в качестве модераторов выбирать отличающихся высокой креативностью людей, «лояльных» к высказываемым другими участниками идеям. Помимо этого модератор должен обладать авторитетом среди участников рабочей группы. Среди важнейших качеств, которые должны быть присущи модератору, можно упомянуть быстроту реакции, богатство ассоциативных связей, легкость продуцирования идей в совокупности с развитыми аналитическими способностями.
В обязанности модератора входит:
2) Мозговой штурм (продуцирование идей)
Цель – получение возможно большего количества идей. Главное правило: приемлемость любых, даже наиболее безумных на первый взгляд идей. В ходе мозгового штурма не допускаются любые виды критик.
Потенциальные трудности на стадии выбора подходящей идеи и методы их преодоления
а) Неактивность участников рабочей группы в ходе мозгового штурма. Данная ситуация возможна в том случае, если цель является очень глобальной либо имеет место мозговая блокада. Вариантом решения данной проблемы может стать «дробление» глобальной задачи на более «мелкие». Участникам группы можно сделать предложение подумать на не имеющие отношение к решению основной задачи темы либо провести небольшую разминку, походить, устроиться поудобнее в кресле.
б) Неактивность участников выражается в нежелании заниматься решением проблемы. Данную «преграду» можно преодолеть, поиграв, к примеру, в игру «Варианты использования пластиковой бутылки». Задача – придумать как можно большее количество использования пластиковой бутылки. В качестве мотивации мыслительного процесса можно подготовить приз придумавшему наибольшее количество вариантов. После такой разминки можно переходить непосредственно к основной проблеме.
в) Присутствие критики. В данном случае модератор должен четко следовать «непоколебимым» правилам мозгового штурма: сперва идеи, и только потом анализ. Не существует плохих идей. Любая идея имеет право на существование.
3) Выбор наиболее приемлемой идеи (оценка идей)
К примеру, в результате мозгового штурма было сгенерировано определенное число идей (бывает, что их количество исчисляется несколькими десятками). Что следует предпринять дальше?
Непосредственно перед стадией анализа идеи модератору следует проинформировать участников о правилах обсуждения:
Основной момент – число идей. Не следует вводить абсолютно никаких ограничений.
После этого выбираются наиболее «перспективные» идеи, происходит их дальнейшая детализация. На данном этапе допускается критика. Однако не «тотальная»: в каждой идее необходимо попробовать отыскать конструктив.
Трудности, которые могут возникнуть на стадии выбора наиболее «перспективной» идеи и методы их преодоления
а) Разногласия относительно расстановки приоритетов и исключение «неперспективных» идей. Участникам можно предложить передохнуть несколько минут перед началом выбора идеи. Модератору следует предложить возможные критерии анализа идеи, расставить приоритеты, на основе которых будет осуществляться выбор идей.
б) На стадии детализации идея превращается в нереалистичную. В данном случае можно доработать слабые моменты идеи либо перейти к обсуждению следующей.
Мозговой штурм позволяет в течение процесса поиска решений объединить различных людей. В том случае, если группе удается решить поставленную перед ними задачу, ее участники, как правило, становятся «особо рьяными» ее приверженцами. Мозговой штурм также может быть применен для улучшения командной работы в различных организациях
© 2013 Все права защищены