Блог Марии Мухиной
Мария Мухина – руководитель направления 1С:БухОбслуживание в компании СТАТУС.
Блог Саши Скакалкина
Cоучредитель агентства интернет-маркетинга "Синапс"
Блог идущего к мечте
Вологодский предприниматель
Блог Павла Нгуена
Вологодский интернет предприниматель
Блог Анны Бахваловой
Директор «Леман-Консалтинг»
Деловая афиша
15 апреля
Семинар для собственников и юристов акционерных обществ
Бесплатно
27 февраля
Мастер-класс «Эффективная реклама в Вологде: как привлечь в 2 раза больше клиентов или сэкономить 50% рекламного бюджета»
от 3500 рублей
17 февраля
Игорь Манн. Семинар «Маркетинг без бюджета»
от 15000 рублей
15 апреля
Курс «мастер-группы Бизнес Драйв»
от 36000 рублей
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Лучшие вакансии
от 11 000 руб
от 25 000 руб
от 240 000 рублей
По сравнению с выездной налоговой проверкой, камеральная – более простая процедура. Налогоплательщики гораздо меньше ее опасаются, а налоговые органы не считают самой эффективной формой контроля. Итак, что собой представляет камеральная налоговая проверка?
Она проводится по месту нахождения налогового органа. И это одно из двух основных отличий камеральной налоговой проверки от выездной. Как мы помним, выездная налоговая проверка проводится на территории организации, и только в одном случае – по месту нахождения налогового органа.
Второе отличие: камеральная проверка проводится в течение трех месяцев на основе налоговых деклараций и других документов, подаваемых в налоговый орган. Это означает, что налоговик проверяет только тот налог, по которому подана декларация, и только за этот период.
Какие документы налоговый орган может дополнительно истребовать?
Обратите внимание! В требовании о представлении документов налоговая инспекция ссылается на статьи 31, 93 Налогового кодекса РФ, предусматривающие право налогового органа запросить все документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. НО согласно нормам статьи 88 НК РФ, регламентирующей проведение камеральной проверки, налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Следовательно, требование о представлении документов в случаях, отличных от вышеприведенных трех, будет неправомерно и налогоплательщик не обязан на него отвечать. Допустимо написать информационное письмо с пояснением о неправомерных действиях проверяющего инспектора.
Если в представленной декларации (расчете) налоговик обнаружит ошибки и противоречия, он обязан сообщить вам об этом в течение пяти рабочих дней. Одновременно он просит вас либо дать пояснения, либо внести исправления в декларацию (расчет). Давая пояснения налоговому органу, вы можете представить любые документы, подтверждающие достоверность данных декларации (расчета), в том числе - выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.
Акт налоговой проверки по итогам камеральной налоговой проверки выносится только в одном случае: при выявлении нарушений налогового законодательства. Если такие нарушения не были выявлены, акт не оформляется (это еще одно отличие от оформления результатов выездной налоговой проверки).
Важно! Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2006 N 267-О указал, что в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налоговый кодекс РФ не содержит ответа на вопрос о том, можно ли признать недействительным решение по результатам камеральной проверки, если в ходе проверки инспекция не сообщала налогоплательщику о выявленных ошибках и не требовала пояснений, однако актом проверки зафиксировала нарушения.
Официальной позиции нет.
Есть постановления судов, согласно которым решение по результатам камеральной проверки является недействительным, если до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений.
Например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2010 по делу N А81-1856/2009: «Суд установил, что налоговый орган при выявлении ошибки в ходе камеральной проверки не истребовал сведения и документы, не предложил налогоплательщику внести исправления в декларацию, чем нарушил п. 3 ст. 88, п. п. 1, 6 ст. 101 НК РФ. Инспекция лишила налогоплательщика возможности обосновать правомерность своих возражений. В том числе на этом основании решение, вынесенное по результатам проверки, было признано незаконным. Аналогичные выводы содержат: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2011 по делу N А78-6006/2010, Постановление ФАС Московского округа от 08.09.2010 N КА-А41/10018-10 по делу N А41-39380/09 и др.
В случае, если в ходе проверки пояснения будут признаны не исчерпывающими для исключения установленного налогового правонарушения, в течение десяти рабочих дней формируется Акт налоговой проверки. Акт вручается налогоплательщику лично. При уклонении от получения направляется почтовым отправлением с уведомлением; считается полученным на шестой день после отправки.
Процедура рассмотрения акта проверки и вынесения решения, оспаривания результатов такая же, как и при выездной налоговой проверке. Однако срок на представление письменных возражений составляет десять рабочих дней.
Камеральная налоговая проверка проходит проще и для налогоплательщика, и для налогового органа. Однако не стоит забывать, что именно на основании поданных деклараций и документов налоговый орган составляет мнение о налогоплательщике и решает, включать ли его в план выездных проверок.
ООО "Леман-Консалтинг"
Специалисты нашей Компании помогут Вам квалифицированными консультациями, подготовят правовую позицию для подачи заявления в суд, будут представлять Ваши интересы на всех стадиях судебного процесса по налоговым спорам и в исполнительном производстве.
тел. 50-17-85 , 8(911)501-17-85, Лесникова Марина Николаевна
тел. 50-12-90 , 8(911)501-12-90, Гусева Анна Валерьевна
© 2013 Все права защищены